Когда изучат строение русла реки в рамках капитанского курса, наткнулся на интересный факт: навигация по Москве реке была всегда, с незапамятных времён, но выглядела до постройки шлюзов при Сталине следующим образом: баржа шла плёсом, доходила до переката. Их неё выходили матросы с лопатами и прорывали в песчаном перекате канаву, через которую протаскивали баржу, с помощью лебёдок и мата. Потом щель заносило песком снова.
На Волге в верховьях было то же самое. А баржа на Тверь (150 км по прямой) шла не напрямую, а через р. Москва, р. Ока, Нижний Новгород и дальше вверх по Волге. Раз в десять дольше.
Люди часто не совсем представляю себе, что сделали наши предки в 30-х. Сейчас в Москве просто элементарно бы не было воды, просто воды в кране, без канала им. Москвы. Подавали бы воду по часам, как во многих городах, в том числе в крупных, где не успели построить бесполезные каналы и вредные водохранилища. А эти спокойно принимают душ, и потом идут писать - какой Сталин хуёвый, понастроил тут совершенно бесполезных каналов, да …